?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Небольшое сообщение о Восточной Пруссии, помещенное в "Братском ежегоднике" А. Мальцева за 1906 года

(Православныя церкви и русския учреждения вне России. Братский ежегодник 1906).

Итак, рассказ о том, как хорошая и полезная идея для новых земель России была сведена на нет проволочками, глупостью и сомнительной дипломатией. А также об особенностях задержек "Заработной платы" в XVIII веке. Ну и полезные знания для всякого любителя порассуждать об истории Восточной Пруссии.
Наиболее интересное отметила цветом=)


"Кёнигсбергъ (Koenigsberg in Preussen) - въ Пруссiи, прежнее славянское название Кролевецъ (Королевецъ), въ исторiи Пруссiи - то же, что Москва - въ Русской. Въ семилетнюю войну (1756-63) былъ занятъ русскими, имея во главе управленiя русскаго генералъ-губернатора (барона Николая Андреевича Корфа), монета чеканилась съ изображенiем Русской Императрицы Елизаветы Петровны, съ одноглавымъ и надписью вокругъ: "Moneta regni Prussiae". К. - родина и место деятельности знаменитого философа Иммануила Канта, обращавшагося къ Русской же Императрице для утвержденiя его въ должности ординарного профессора Кенигсбергскаго университета. Въ 1759 г. 14 апреля конференцiею Двора Ея Императорского Величества объявлено было об отправке въ новозавоеванные города въ Пруссии Кенигсбергъ, Пиллау и Мемель трехъ походных церквей: - Воскресенiя Христова в 1-ый, Сошествия Св. Духа - во 2-ой и Преображенiя Господня - въ 3-iй, со всею утварью, ризницею и книгами, къ Цесарской армии для кроатских войск, такъ какъ "православных тамъ не мало". Въ Кенигсберг назначен был архимандритъ Ефрем с жал. въ 1,200 руб, iеромонахъ Гаврiилъ Сничинскiй и священникъ Василiй Семеновъ съ жалованием по 400 руб., и такое же было положено для iеродiакона (былъ задержанъ назначенный въ Мемель Петр Федоровъ) и дьячки: Симеонъ Иванов, Яковъ Андреев и Николай Иванов съ жалованием по 150 р. и 8 певчих, и на церковь 50 руб.; в Пиллау - свящ. Петр Федотов, дiаконъ Степанъ Прокофьевъ Кубилярскiй и дьячки Иван Дмитриев и Iона Матвеевъ въ Мемель: протопопъ Михаилъ Ивановъ, свящ. Герасимъ Васильевъ, дiаконъ Петр Федоровъ и дьячки Яковъ Антоновъ и Никифоръ Ивановъ съ жалованьемъ в оба последнiя места - протопопу 500 руб., священникамъ по 400 р., дiаконамъ по 300 р., церковникам по 150 р. и на церковь по 30 р., а всего вместе на содержанiе 3-хъ церквей и причтовъ при нихъ Синод. суммъ потребовалось по этому рассчету 5, 500 руб., сами же церкви церкви съ утварiю, отправленныя на имя "Прусскаго" губернатора Николая Андреевича Корфа, стоили 11,000 руб. Однако церкви были готовы лишь въ конце 1760 г. и весь причтъ къ нимъ, до 25 человекъ, проживал в Спб., ежедневно осаждая Св. Синодъ просьбами: то о выдаче денег на содержанiе, то об увольненiи отъ поездки въ Пруссiю. Певчие, проживши целый год въ Петербурге, были распущены по домамъ, потому что состоялся Высочайшiй указъ о вызове певчихъ изъ Малороссiи и объ отправке ихъ оттуда прямо в Пруссiю. Но сведенiй о томъ, были ли они отправлены и какой имъ положен был окладъ, не имеется. Отказались от поездки многiе священники и iеродiаконъ Феофилъ, место последнего занялъ было iерод. Иларiонъ, но и он не поехалъ, так что в Кенигсберге не было своего дiакона. Въ 1762 г. былъ назнач. iеродiаконъ Николай Цвыть, но тоже не отправленъ. Изъ техъ же, кои были отправлены въ томъ же 1760 г., архим. Тихонъ. Наконецъ, церкви разместили, въ Мемеле два раза переменяли место для нея, по желанию губернатора Суворова. Въ 1761 г. все жаловалисьна недоставку жалования, но въ Св. Синоде не знали, съ кемъ можно было бы отправить туда деньги, такъ что приходилось публиковать въ газетахъ о том, не едетъ-ли кто-нибудь туда? Уже позднее вошли въ сношенiе съ правительственными учрежденiями. Дiаконы предались пьянству и перессорились и въ 1762 г. были уволены, а на ихъ места назначены Вас. Легонскiй и Андрей Щировский, но посылать ихъ туда уже не пришлось, за возвращением "тамошнихъ Прусскихъ и Померанскихъ земелъ "Его Величеству Королю Прусскому". Возвращены обратно въ Россiю и все войска, и бывшiя с ними походныя церкви; последiя были переданы в Св. Синодъ, который церковь, бывшую въ Пиллау, въ 1765 году отдалъ академiи художествъ въ Спб., а другую бывшую въ Мемеле, в 1767 г. отправили в Швецию".
С.148-150
Внимание вопрос: куда делась церковь из Кёнигсберга?!


Comments

( 10 comments — Leave a comment )
starec_grigoriy
Nov. 4th, 2009 05:46 am (UTC)
"перессорились и предались пьянству" - это сюжет в истории иерархии РПЦ не новый. Пара замечаний:1)у Мальцева явно какая-то ошибка в документах. Получается, что церкви в Пруссию отправили " къ Цесарской армии для кроатских войск"
2)текст ваш составлен так, что можно подумать, будто и войска из Пруссии вывели из-за "нестроений" в деле церковного окормления :-)
3)в целом вы несколько драматизируете ситуацию: при всех "косяках" православные приходы свою функцию выполняли.
4)вообще до недавнего времени считалось, что "в Швецию отправили" иконостас именно кёнигсбергского прихода. Сейчас он установлен в нижнем храме кафедрального собора на площади Победы. Однако, возможно, прав Мальцев - не берусь утверждать.
marie_s2art
Nov. 4th, 2009 10:00 am (UTC)
1) меня эти "кроаты" немало удивили, но привожу слово в слово.
2) ничего страшного в таком построении не вижу, но подумаю, как переписать.
3) ну Мальцев же не пишет, и я не суммирую, что они этого не делали. Два года же были в Пруссии, другие - год, хотя и возвращались.
4)спасибо за уточнение.
marie_s2art
Nov. 4th, 2009 11:59 pm (UTC)
обеспокоенно
А там точно не могло быть никаких кроатов?
kulturka_ru
Nov. 4th, 2009 05:08 pm (UTC)
Походная церковь
Машенька, вот что пишет об этом Гаузе:

"Штейндаммская церковь была со значительными издержками пеерстроена для греческого богослужения и в 1760 г. с большой торжественностью освящена архимандритом Ефремом - чуждое зрелище для бюргеров, глазевших с улицы. До того греко-католическая община, состоявшая из солдат и нескольких студентов, совершала богослужения в бывшей французской церкви и платила за это помещение ту же арендную плату, что и прусский полк, использовавший её для своих богослужений".

(Gause F. Die Geschichte der Stadt Königsberg in Preußen. Bd. II. Von der Königskrönung bis zum Ausbruch des Ersten Weltkrieges. 2. erg. Aufl. Köln–Weimar–Wien, 1996. S. 155).

Таким образом, в городе русские войска использовали для своих целей не временную постройку, а капитальное здание. Однако о судьбе церковной утвари Гаузе не пишет.
marie_s2art
Nov. 4th, 2009 09:14 pm (UTC)
Re: Походная церковь
Спасибо, но вот как раз эта временная постройка и интересна в контесте. И странно, что А. Мальцев о капитальных зданиях, использовавшихся православной общиной, не упоминает.
kulturka_ru
Nov. 4th, 2009 09:24 pm (UTC)
Мальцев
Возможно, Мальцеву были доступны не все публикации на эту тему (Пруссия для него, наверное, лишь один из сюжетов?) или же он просто не владел немецким.
marie_s2art
Nov. 4th, 2009 11:58 pm (UTC)
Re: Мальцев
ну-ну, не надо таких оговорок про немецкий язык! =) вот цитата об Алексее Петровиче Мальцеве: " 23 августа 1886 года .. он назначается настоятелем берлинской посольской Князь-Владимирской церкви с возведением в сан протоиерея..К этой же церкви был приписан Постдамский храм св.кн. Александра Невского. То, что среди прихожан как посольской так и Потстдамской церквей было много не понимавших Богослужения на церковно-славянском языке, послужило толчком для перевода прот. Мальцевым служебных книг на немецкий язык. В разговоре с А.Красовым прот. Мальцев признается, что одной из целей его переводов является "распространение Православия на немецкой земле". В предисловии же к одному из своих переводов он дипломатическ замечает: "Основная цель этой, а также прежних наших литургических работ состоит в том, чтобы ознакомить заграницу, занимающуюся изучением христианского прошлого, с возвышенностью идей, красотой выраженич и глубокой символикой обрядов Православной Восточной церкви". С 1890 по 1904 гг. в Берлине вышли 14 томов переводов, общий объём которых превышал 13000 страниц..Этот гигантский труд прот. Мальцев осуществлял совместно со священником Василием Гёкеном". Цитирутся по: прот. А.Коляда. История русской православной церкви в Потсдаме (XVIII-XXI века). - Потсдам, 2009. С.142-143 так что, сомнений в знании языка не возникает. Пруссия же - не просто сюжет, а место активной службы и миссионерской деятельности=)
kulturka_ru
Nov. 5th, 2009 12:04 am (UTC)
О Мальцеве
Да, интересно, мне не было известно об этом человеке. А ещё он что-нибудь писал про Вост. Пруссию? Про тамошних старообрядцев-филипповцев, скажем?
marie_s2art
Nov. 5th, 2009 12:16 am (UTC)
Re: О Мальцеве
Не слишком я хорошо знакома с сочинениями собственно А. Мальцева, так что дезинформировать не буду. Могу только современного немецкого исследователя, который этой проблемой занимался, порекомендовать Gerd Stricker в "Kirchen im Osten" публиковался и в сборнике "Kirchen und Bekenntnisgruppen im Osten des Deutschen Reiches", Бонн 1991. И литовский автор, сравнительно молодой, Григорий Поташенко.
kulturka_ru
Nov. 5th, 2009 06:10 am (UTC)
благодарю
Спасибо, Маша.
( 10 comments — Leave a comment )

Profile

гора
marie_s2art
(Какая?) ( Кто?)

Latest Month

March 2016
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com